- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государственный суверенитет
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009315 |
Тема: | Государственный суверенитет |
Содержание
Содержание С. Введение…………………………………………………………….…. 3 Глава 1. Государственный суверенитет………………………….... 6 1.1 Понятие «суверенитет». Юридические свойства суверенитета... 6 1.2 Национальный суверенитет………………………………….…… 9 1.3 Народный суверенитет…………………………………..………… 10 1.4 Государственный суверенитет……………………………….…… 13 Глава 2. Проблематика суверенитета……………………….…….. 18 2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве……….…. 18 2.2 Россия как субъект государственного суверенитета……………. 21 2.3 Основные направления и способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета………………………………………….….. 27 Заключение……………………………………………………………. 36 Библиографический список……………………………………….... 38 Введение Суверенитет (от фр. Souverainete – верховная власть) есть верховенство и независимость власти.1 Понятие «суверенитет» впервые в употребление было введено французским политиком и ученым XVI века Жаном Боденом и обусловлено потребностью отделения государственной власти от власти церковной с целью придания первой исключительное, монопольное значение, и трактовалась как бессрочная и неограниченная власть монарха в государстве. В настоящее время в науке конституционного права различают несколько видов суверенитета: – суверенитет государственный – верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней среде, то есть полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в том числе в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета; – суверенитет национальный – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего, способность политического самоопределения вплоть до образования собственного государства;2 – суверенитет народный – полновластие народа, то есть обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства, который является одним из принципов конституционного строя всех демократических государств.3 Значит, суверенитет есть собирательный признак государства, так как концентрирует в себе все наиболее сущностные черты государственной организации общества. Государственный суверенитет может совмещаться с народным и национальным суверенитетами. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех выше указанных значениях, то есть включая народный и национальный суверенитет. Суверенитет – один из показателей совершенства, развитости и самостоятельности государства, и, следовательно, дееспособности. Сегодня в сложившихся условиях проблема суверенитета государств как никогда остра на мировой арене. Этими факторами обусловлена и актуальность выбранной темы. Цель исследования курсовой работы – раскрыть вопрос государственного суверенитета посредством понятий и содержания. Объектом исследования в рамках курсовой работы будут являться взаимоотношения государства, как внутренние, так и внешние. Предметом исследования станет непосредственно суверенитет государства. Задачи курсовой работы: – дать определение понятию «суверенитет»; – раскрыть содержание государственного суверенитета; – проанализировать тенденции развития государственного суверенитета; – изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации. При написании курсовой работы использованы исследовательские методы: – изучения научной литературы; – анализа и обобщения российской и зарубежной практики; – исследования и синтеза нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы суверенитета Российской Федерации. Практическая значимость курсовой работы обусловлена: – многонациональностью России, которая на себе испытала «парад суверенитетов», и у которой по сей день имеются некоторые разногласия по вопросам суверенитета республик Северного Кавказа; – обстановкой на внешних российских границах и у ближайших соседей России(Украина, Молдавия и Приднестровье, Грузия и Абхазия, Южная Осетия), а также ситуацией в мире, которые тоже вызывают озабоченность; Структура курсовой работы состоит из введения, основной части работы, включающей в себя две главы, заключения, библиографического списка. В первой главе раскрываются: понятие «суверенитет», в том числе посредством его юридических свойств; рассмотрены виды суверенитета, такие как национальный, народный, государственный. Во второй главе раскрывается проблематика суверенитета через исследование и синтез российской и зарубежной практики, а также путем изучения и изложения российского законодательства. Теоретической основой для написания курсовой работы явились учебные пособия по «Конституционному праву России» Каткова Д.Б., Осиночкиной Е., «Конституционному праву зарубежных стран» Арбузкина А.М, «Государству и праву» Алексеева С.С., «Теории государства и права» Бабаева В.К., Клепицкой Т.А., Кулапова В.Л., Кикотя В.Я., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Перевалова В.Д., Рассказова Л.П, Сырых В.М., Упорова И.В., «Истории государства и права России» Исаева И.А., «Истории государства и права зарубежных стран. Современной эпохи» Крашенинниковой Н.А., «Общей теории права и государства» Лазарева В.В. и др. Глава 1. Государственный суверенитет 1.1 Понятие «суверенитет». Юридические свойства суверенитета Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций), где его юридические свойства есть независимость, единство, верховенство государственной власти.4 Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Примером верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти. Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в статье 4 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».5 Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая, тем самым, возможность функционирования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.6 Единство государственной власти как свойство государственного суверенитета, выражается в наличие единого органа или системы органов, соединяющихся в своей комплексностив государственную власть.7 Юридические признаки единства государственной власти обусловлены совокупностью компетенций системы органов, составляющих высшую государственную власть, которая охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации в России государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент Российской Федерации, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Российской Федерации. Единство системы государственной власти есть одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации и одно из самых важнейших проявлений ее суверенитета.8 Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость, что обусловливает самостоятельность государства в межгосударственных отношениях.9 Независимость и верховенство государственной власти выражаются: – в универсальности – решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, наделенных властью в данном государстве; – в прерогативе – возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти; – в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.10 Но в то же время, все вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале XX века появляются суждения, что «власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне – зависимостью его от международного общения, изнутри – от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться».11 Любое демократическое государство внутри страны зависимо от мнения его граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти, например, в России являются права и свободы человека и гражданина (статья 18 Конституции Российской Федерации). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными государством договорами. Так, согласно пункту 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».12 1.2 Национальный суверенитет Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета, где национальный суверенитет – право наций на самоопределение.13 В России как многонациональном государстве данное право закреплено в статье 5 Конституции Российской Федерации. При этом в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации реализовали свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, – государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Так, в целях сохранения государственного единства России как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России могут реализовать свое право на самоопределение либо только в рамках Российской Федерации, либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны, Россия как суверенное государство, гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (статьи 19, 68, 69 Конституции Российской Федерации); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом. 1.3 Народный суверенитет Государственный суверенитет производен от народного суверенитета. В России важнейшей основой конституционного строя признается принцип суверенитета народа – «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (пункт 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации)14. Смысл сказанного состоит в том, что народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступает важнейшим субъектом государственного права и государственной воли. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений. Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».15 Следовательно, государственный и народный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народный суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни».16 По словам И.А. Умновой, сочетание народного и государственного суверенитетов – это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права».17 Но в то же время, сегодня, в сложившихся условиях, философы, политологи и социологи, оперируя тем, что Конституция Российской Федерации признает «человека, его права и свободы высшей ценностью», все чаще стали говорить не о народном суверенитете, а о суверенитете личности.18 Массовая социальная миграция в Европу привела к тому, что там понятия «национальный суверенитет» и «суверенитет народа», как и «суверенитет» нации» приобретают сходное, а, зачастую, второстепенное значение. Государство, особенно демократическое, признающее естественные личностные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не становится более критерием государственной власти.19 В Конституции же Российской Федерации понятие «многонациональный народ» употреблено с целью усиления акцента на неделимости власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образованные по данному признаку, еще остались в российском федеративном устройстве в виде республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах. Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции Российской Федерации являются: – Президент Российской Федерации; – Парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание Российской Федерации; – законодательные органы субъектов Российской Федерации; – руководители исполнительной власти субъектов Российской Федерации; – народные заседатели и присяжные заседатели в судах; – представительные органы местного самоуправления. Важнейшей формой осуществления суверенитета российского народа является всенародное принятие или утверждение Конституции Российской Федерации. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган – Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны. Таким образом, суверенитет народа – право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства, следовательно, во всех сложных и кризисных ситуациях государственная власть должна обращаться к народу. 1.4 Государственный суверенитет К основам конституционного строя в России относятся принципы внутренней организации государственно-правового механизма, к которым, в первую очередь, следует отнести государственный суверенитет и разделение властей.20 Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного статьей 4 Конституции Российской Федерации, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию России. Этот принцип означает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации – верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов Российской Федерации. Правовым выражение верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории Российской Федерации, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления. Важнейший принцип внутреннего построения демократической государственной власти – принцип разделения властей. В России это принцип был признан только в 1990 году в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Смысл разделения властей заключен в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма – законодательных, исполнительных, судебных и иных, например, надзорных органов. Цели построения системы разделения властей состоят в следующем: – создать гарантии от ее произвола и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов; – обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти; – наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.21 В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов.22 В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».23 Однако, каждая система разделения властей иных демократических государств, провозглашенная конституцией, имеет свои национальные особенности. Например, в государствах, где президентская власть отделена от исполнительной (то есть президент не является главой исполнительной власти), но наделена значительными полномочиями, система разделения властей включает самостоятельную четвертую власть. Самостоятельна и независима иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.); в федеральных государствах суверенная власть государства разделена по иному признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации. В России государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации, а также властью субъектов Российской Федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно вышеперечисленным статьям в пределах своей компетенции, с другой стороны – президентской, законодательной, исполнительной, судебной. Президент Российской Федерации может воздействовать на законодательную власть с помощью: – права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента – Государственную Думу Российской Федерации; – используя право законодательного вето – возможности оспорить принятый парламентом закон (статьи 104 и 107 Конституции Российской Федерации); – права в указанных в Основном законе случаях распустить Государственную Думу Российской Федерации (статьи 111 и 117 Конституции Российской Федерации). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом – Федеральным Собранием Российской Федерации может преодолеть вето Президента Российской Федерации (статья 107 Конституции Российской Федерации), а в определенных Основным законом случаях даже отрешить его от должности (статья 93 Конституции Российской Федерации). Судебная власть в Российской Федерации представлена системой общих и экономических судов, возглавляемых Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и иными федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента Российской Федерации и законодательной власти, ибо эти органы формируются по согласованному решению Президента России и одной из палат парламента (статья 83 Конституции Российской Федерации), с другой стороны, Конституционный Суд Российской Федерации обладает правом отменить неправомерные акты Президента Российской Федерации и парламента, а Верховный и Конституционный Суды Российской Федерации принимают участие в процессе отрешения Президента Российской Федерации от должности (статьи 93 и 125 Конституции Российской Федерации). Принцип разделения властей, закрепленный в статье 10 Конституции Российской Федерации, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8 Конституции Российской Федерации при определении статуса Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, судебной власти и других систем государственных органов местного самоуправления. При этом разделение полномочий между различными системами органов предполагает не только их определенную самостоятельность и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, процедура назначения главы Правительства Российской Федерации, отрешение Президента Российской Федерации от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов и др.). Подводя итог, можно сделать вывод, что статья 4 Конституции Российской Федерации является одной из отправных статей, входящих в главу 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Суть части первой статьи 4 Конституции Российской Федерации состоит в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет предполагает верховенство и единство государственной власти в Российской Федерации и обязательность исполнения актов ее органов всеми гражданами России и всеми физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции Российской Федерации, реализуется и конкретизируется в статьях Конституции Российской Федерации, определяющих статус и компетенцию Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и судов Российской Федерации. Значит, государственный суверенитет есть присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Он включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам своего народа, говорят о нарушении его суверенитета. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного элемента политической системы общества.24 Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, позволяющий отличить государство от других публично-правовых союзов.25 2. Проблематика суверенитета 2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в его признании (непризнании) за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.26 Согласно конституциям республик в составе Российской Федерации, а также названию и преамбуле Федеративного договора – «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» от 31 марта 1992 года (с протоколом к нему)27 – эти республики являются суверенными государствами. Не существует фрагментарного, сокращенного, ограниченного, относительного, раздельного суверенитета. Следует признать справедливым высказывание Карла Маркса о том, что «две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном государстве; это – нелепость вроде квадратуры круга»28. Объективно невозможно действие двух верховных и при этом независимых властей в пределах одной и той же территории. В федеративном государстве носителем суверенитета является сама Федерация. Проблема суверенитета в федеративном государстве в истории человечества возникала неоднократно. Так, еще при создании американской федерации возник вопрос о том, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до положения обычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неизбежно превращается в унитарное государство, складывающееся из подчиненных провинций.29 Составители американской конституции думали вначале решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета. По их мнению, суверенную власть осуществляют в равной мере и штаты, и федерация в целом. Правда, в таком случае в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей. Но в этом не видели ничего невероятного, поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна. Оценивая эту теорию, выдающийся русский государствовед Н.М. Коркунов писал: «Теория делимости суверенитета основывается на предположении, что действие суверенных властей допускает двоякое разграничение: территориальное и по предметам ведения. Предполагается безразличным, как именно будут разграничены суверенные власти. Невозможно только совмещение их. А раз данные власти будут разграничены по территориям, или по предметам ведения – все равно, каждая из них может быть вполне суверенна в своей сфере. Но при этом выпускают из внимания, что территориальная граница внешняя, материальная, вполне наглядная; а разграничение по предметам ведения есть граница идеальная, граница более или менее отвлеченных понятий. Невозможно перечислить все отдельные конкретные случаи, относящиеся к ведению той или другой власти. Можно определить только вопросы, относящиеся к их компетенции. А при применении этих общих определений к частным случаям не только возможны, но и неизбежны сомнения и споры. Кто-нибудь один должен получить право решать их бесповоротно. Та власть, которая получит это право, неизбежно подчинит себе другую власть. Если это будет власть союзная, то она и только она одна окажется верховною, так как она получит право отдельным государствам предписывать границы и их власти. Если же, напротив, решателями таких споров сделать отдельные государства, тогда они подчинят себе союзную власть, которая потеряет свое верховенство, и вместо союзного государства получится просто союз государств. Таким образом, отстоять понятие союзного государства можно лишь при одном условии, допустив, что суверенитет, верховенство власти не составляют необходимую принадлежность государства. Тогда суверенной будет признана одна союзная власть, а входящие в состав союзного государства отдельные государства должны быть признаны не суверенными государствами».30 Много позже, при создании Союза Советских Социалистических Республик, его субъекты – союзные республики тоже были провозглашены суверенными государствами, и вновь возникли проблемы сочетания суверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов – союзных республик. В этот период господствующей была точка зрения, согласно которой возможно сочетание суверенитета Союза ССР и суверенитета союзных республик. Главным фактором, обусловливающим возможность такого сочетания, объявлялась единая социалистическая природа как СССР, так и составляющих его союзных республик. На практике союзные республики, разумеется, никаким суверенитетом не обладали, а когда они попробовали им реально воспользоваться, союзное государство распалось на отдельные суверенные государства. Таким образом, в действительности суверенитет союзных республик в лучшем случае носил лишь потенциальный характер и реализовать его субъекты Союза ССР, могли, только воспользовавшись принадлежащим им правом свободного выхода из состава Союза ССР. Республики в составе Российской Федерации правом свободного выхода из состава этой Федерации не пользуются. Вот почему даже теоретически они не могут рассматриваться в качестве суверенных. Следовательно, объявление этих республик суверенными государствами – не констатация действительного положения вещей, а дань времени, получившему название «парад суверенитетов», и разного рода политическим играм, ведущимся как на федеральном, так и на региональных уровнях. 2.2 Россия как субъект государственного суверенитета На основе Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия.31 По Конституции Российской Федерации 1993 года «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность ее территории» (статья 4 Конституции Российской Федерации).32 Государственный суверенитет России формируется по воле единого многонационального народа, а также по воле субъектов Российской Федерации, самоопределившихся в Российскую Федерацию народов (часть 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации). Конституционная характеристика суверенитета, закрепляя территориальное верховенство Российской Федерации, обязывает федеральные органы государственной власти пресечь любую попытку посягательства на единство и верховенство государства, защищать его целостность. Данная формула подтверждается решением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года «По проверке конституционности указов Президента Российской Федерации № 2137 «О восстановлении конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» и № 2166 «О мерах пресечения действий незаконных вооруженных формирований в Чеченской республике и в зоне осетино-ингушского конфликта» и постановления Правительства Российской Федерации № 1360 от 9 декабря 1994 года. Именно в защиту государственного суверенитета России, национального самосохранения чеченского народа, прав и свобод граждан России и Чечни осуществлялись антитеррористические мероприятия на Северном Кавказе, и ни одно государство не вправе указывать суверенному государству, как оно должно реализовать внутренний суверенитет. Государственный суверенитет Российской Федерации – категория сложная и не сводится лишь к компетенции властных структур государства, то есть сумма суверенных прав не является полным выражением сути суверенитета. Но совокупность полномочий властных органов имеет большое значение в теории суверенитета: он представляет собой основу реализации государственного суверенитета. Ниже перечислены суверенные права как неприкосновенная сфера ведения суверенной политической единицы, тот минимум без которого не представляется возможным осуществление государственного суверенитета: – право самостоятельного осуществления учредительной власти; – право формирования и конституционного закрепления системы высших и местных органов государственной власти; – право самостоятельного осуществления всех форм государственной деятельности (законодательной, исполнительной, судебной, контрольно-надзорной и др.); – право территориального верховенства; – право установления гражданства и определения правового статуса граждан; – право осуществления централизованного руководства хозяйственной, социально-культурной деятельностью; – право на политическое объединение с другими государствами и свободного выхода из объединений. Достаточно изъять одно из перечисленных суверенных прав, и политическая единица потеряет суверенный статус, перестанет быть суверенной. Следовательно, в Российской Федерации носителем суверенитета является Россия в целом, предметами исключительного ведения которой являются все вопросы общегосударственного значения (статья 71 Конституции Российской Федерации); все другие более или менее важные вопросы создают сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), то есть не решаются без федерального центра. Таким образом, субъекты Российской Федерации являются носителями суверенных прав, но не представляют собой суверенных политическихсубъектов. Можно выделить 10 важнейших элементов конституционно-правового статуса России как суверенного федеративного государства: 1) учредительный характер федеральной государственной власти; 2) территориальное верховенство; 3) федеральная конституционно-правовая система; 4) легитимные федеральные властные структуры; 5) федеральная государственная собственность; 6) федеральное гражданство; 7) единые вооруженные силы Российской Федерации; 8) универсальная международная правосубъектность; 9) государственный язык Российской Федерации; 10) государственная символика. Спорным является суждение о наделении с....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: